Процесс обретения душой нового тела
Процесс обретения душой нового тела
Мы все пытаемся вспомнить наши прошлые жизни. Это увлекательное занятие, которое тешит наше эго. Все хотят быть царями, Клеопатрами и великими людьми. Но это только подтверждает факт, что душа переселяется из тела в тело. Мы же должны понять для чего она это делает? В своей лекции, прочитанной в августе 1973 г. в Лондоне, Шрила Прабхупада предостерегает: «Это не очень-то приятно — умирать и рождаться вновь. Мы знаем, что, умерев, должны будем вновь войти во чрево матери, а в нынешние времена матери убивают своих детей во чреве».
дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
«Подобно тому, как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, после смерти одного тела она переходит в другое. Все эти перемены не могут смутить здравомыслящего человека» (Б. -г., 2.13).
Но что такое тело? Каждый знает, что его тело в течение жизни, от младенчества до старости, претерпевает множество изменений, но, несмотря на это, он остается той же неизменной личностью.
«Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость — все это, вместе взятое, составляет поле деятельности и происходящие в нем изменения.»
(Бхагавад-Гита. Глава13 стих 5)
Это и есть наше тело, с которым мы себя связываем. Иногда мы думаем: «Я мать» или: «Я — женщина», «Я — секретарь», «Я — молодой». Так мы отождествляем себя с телом. Но на самом деле мы отличны от него. К примеру, пятьдесят лет назад я была ребенком, затем стала девушкой, потом женщиной, а теперь я бабушка. Мое тело на протяжении всей жизни менялось. Иногда, глядя на себя в зеркало я точно вижу, что это не Я. Тело Мое, но Я не есть это тело. Я продолжаю жить, меняться, но внутри ощущение Себя не меняется. Каждый может увидеть изменения своего тела. И в следующей жизни оно также изменится. Другое дело, что мы ничего не помним. Некоторые могут помнить свои прошлые жизни. Иногда рождаются дети и они могут говорить на незнакомых языках или точно нарисовать план местности, где они жили раньше. Некоторые погружаются в гипноз и таким образом вспоминают что с ними происходило в прошлой жизни. Но обычные люди ничего не помнят. Нам свойственна забывчивость и это забвение дает Кришна. Но, то, что мы не помним, это вовсе не означает, что этого не было. Сейчас память у современного человека такова, что он не помнит, что было с ним вчера. Это же не значит, что вчера его не существовало.
Точно так же смерть стирает память о прошлой жизни. Я, вечная душа, никогда не умирает. Мы меняем свои тела, но ничего не помним об этом. Кришна помнит прошлое, настоящее и будущее. Мы забываем все очень быстро. Наше тело каждую секунду меняется. Это медицинский факт. Каждые 7 лет тело состоит из абсолютно других клеток. И это уже совсем другое тело. Но внешне мы этого не можем заметить. Это длительный процесс растянутый во времени. Мы пользуемся разными вещами, например одеждой, автомобилем, но никогда не считаем себя ими. Мы можем увидеть разницу между собой и материальным телом. Если начать размышлять о себе в пределах даже этой жизни, то можно видеть, что я была ребенком. Ходила в школу, играла с друзьями. У меня есть фотографии меня в детстве. В это время у меня было тело маленькой девочки с белыми кудряшками. Затем выросла, поступила в институт. Тело уже выглядело молодой девушкой. Затем поменяла тело на старое и сейчас только и думаю о своей молодости. И все больше приходят мысли о старости и смерти. Это тело неизбежно умрет, но Я в этом теле переселюсь в новое тело. Да и сейчас ощущение себя в этом теле никак не связано с внешним видом тела. Внутри душа чувствует себя такой же юной, как и прежде. До нашего рождения мы существовали в другом теле, и после нашей смерти мы будем существовать в других телах.
С незапамятных времен живое существо скитается по вселенной. Мы переселяемся из одного тела в другое, с одной планеты на другую, и эти скитания бесконечны. Странствия живого существа описаны в «Бхагавад-гите»: бхрамайан сарва-бхутани йантрарудхани майайа — очарованные майей, живые существа блуждают по вселенной на колеснице тела, которую предоставляет им материальная энергия. Шрила Прабхупада говорит, что материальное существование — непрерывная череда действий и их последствий, и в этой цепи действий и их последствий одна жизнь — всего лишь кадр в бесконечной киноленте. Когда ребенок появляется на свет, это означает только, что для него начинается новый этап деятельности, а когда человек, состарившись, умирает, его смерть завершает очередной цикл кармической деятельности.
Вид тела определяется прошлой жизнью живого существа.
Тело, полученное душой, формируется по- разному: в зависимости от вида жизни. Тела деревьев и растений вырастают из земли; мухи, микробы и клопы появляются на свет из пота; тела третьего типа формируются в яйце, а тела четвертого типа развиваются из зародыша. После слияния яйцеклетки и сперматозоида начинает формироваться тело зародыша, которое на определенном этапе развития превращается либо в комочек плоти, либо в яйцо. У птиц образуется яйцо, а у людей и животных — комочек плоти.
В «Шримад-Бхагаватам» очень ярко описано существование нерожденного младенца, его пребывание в утробе матери и муки, испытываемые им муки.
Шримад Бхагаватам Песнь 3 Глава 31.
«Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами своей деятельности живое существо, душа, входит в мужское семя и вместе с ним попадает во чрево женщины, чтобы воплотиться в теле определенного типа.
В первую ночь сперматозоид сливается с яйцеклеткой, и по прошествии пяти ночей в результате дробления из яйцеклетки формируется пузырек. Через десять дней зародыш принимает форму сливы, после чего он постепенно превращается либо в комочек плоти, либо в яйцо.
В течение первого месяца у зародыша формируется голова, а к концу второго месяца — руки, ноги и другие части тела. К концу третьего месяца у него появляются ногти, пальцы на руках и ногах, волосяной покров, кости и кожа, а также половые органы и другие отверстия в теле: глаза, ноздри, уши, рот и анус.
Через четыре месяца с момента зачатия окончательно формируются семь основных компонентов тела: лимфа, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя. К концу пятого месяца живое существо начинает ощущать голод и жажду….»
Через семь месяцев со дня зачатия ребенок уже обладает сознанием. Через десять месяцев ребенок рождается, утрачивает память, высшее знание и начинает плакать.
В муках проходит его детство. Он мечтает поскорее вырасти. Затем он вступает в отрочество. Муки его только увеличиваются. Теперь его одолевают бесконечные желания. Он впадает в гнев, когда ему не удается осуществить свои мечты.
С ростом тела живого существа растет и его гордыня и вожделение. Он начинает свое соревнование за свое место под солнцем. Старается быть успешным по меркам общества. Он принимает материальное тело, состоящее из пяти элементов, за себя. Эти ложные представления заставляют его считать временные вещи своей собственностью. Обрастая привязанностью к вещам и людям, человек все глубже погружается во тьму невежества. Ради собственного тела, которое постоянно беспокоит его, он совершает различные поступки, которые заставляют его снова рождаться и умирать в материальном мире. Он утрачивает правдивость и чистоту, лишается всех прочих добродетелей.
Связанное своим телом, живое существо переселяется с одной планеты на другую, пожиная плоды своей прошлой деятельности. Оно запутывается в сетях кармической деятельности и жизнь за жизнью формирует очередное тело, обладающее соответствующим качествами для следующей жизни. Когда живое существо исчерпывает свою карму, приходит смерть. Затем оно начинает получать результаты следующего этапа деятельности и рождается снова.
Грубое и тонкое материальные тела, как сказано в «Бхагавад-гите», являются всего лишь оболочками души. Они подобны рубашке и пальто на теле человека. Тело женщины или тело мужчины — всего лишь разные одеяния души.
Господь Чайтанья говорил, что живые существа, запутавшиеся в сетях кармической деятельности, скитаются по всей вселенной. Если по счастливой случайности или по милости Кришны им выпадет удача встретить истинного духовного учителя, они получают от него семя преданного служения. Начав преданно служить Кришне под руководством духовного учителя, человек сможет вырваться из круговорота рождений и смертей и осознать свою истинную духовную природу. Так он больше не родится в материальном мире и разорвет круг рождений и смертей.