vk
Лого

Что может полностью искоренить страдания живого существа?

Что может полностью искоренить страдания живого существа?
бренд

Что может полностью искоренить страдания живого существа?
Все живые существа страдают в этом мире. Сущность жизни есть страдание. Мы сталкиваемся с ним каждый день. Можно ли найти человека, который не страдает? Мы все страдаем по- разному. У страдания миллионы разных масок. Мы видим его в глазах брошенного ребенка, в одиночестве вдовы или бомжа на улице. Страдание врывается в нашу жизнь с экранов телевизора, пестрит в интернете заголовками статей. Где-то страдание проявляется как массовые убийства школьников, где-то оно проявляется слезами матерей. У некоторых страдание лежит в тарелке, у кого-то налито в стакане или в уколе шприца. Большинство людей, пытаются заглушить страдание какими-то временными утешениями. Некоторые обращаются к психологам. Но может ли это все избавить нас от страданий?

Прежде всего надо понять в чем причина страданий и как можно от них избавиться?

Все живые существа, населяющие материальный мир, находятся под властью махамайи. В ее обязанности входит причинять  тройственные страдания. Мы испытываем страдания от наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий, вызываемых полубогами. Нам причиняют страдания другие живые существа, например, комары, змеи, животные или наши враги. А также у нас есть тело, которое болеет, страдает психически и умственно. Шрила Рупа Госвами говорит, что наши страдания являются результатом греховных поступков, совершенных нами как в этой, так и в прошлых жизнях. Как правило, люди совершают грехи в силу своего невежества. Веды рекомендуют воспользоваться различными способами искупления грехов. Исполняя ведические обряды, жертвуя деньги на благотворительные цели или совершая аскезы, человек может на какое-то время освободиться от последствий своих прошлых грехов, но уже в следующий момент вынужден снова грешить. Шрила Прабхупада приводит пример  человека, который заболел венерической болезнью. Пройдя очень болезненный курс лечения, он исцеляется. Но поскольку сексуальное желание осталось в его сердце, он снова ведет распущенный образ жизни и опять станет жертвой той же болезни. Так что лечение может на время облегчить страдания, вызванные венерической болезнью, но пока этот человек не осознает всю отвратительность секса, он не сможет избавиться повторяющихся страданий от болезней. Аналогично этому, обряды, благотворительность и аскетизм, рекомендованные Ведами, тоже могут в течение какого-то времени удерживать человека от совершения греховных поступков, но пока его сердце будет оставаться нечистым, он будет вынужден снова и снова совершать грехи.

В связи с этим в «Шримад-Бхагаватам» приводится еще один пример: слон забирается в озеро и тщательно моется, однако стоит ему выйти на берег, как он тут же набирает в хобот пыль и обсыпает ею все тело. Подобно этому человек, не прошедший обучения в сознании Кришны, не способен полностью избавиться от греховных желаний. Ни практика йоги, ни эмпирическое философствование, ни кармическая деятельность не могут защитить его от семян греховных желаний. Избавить человека от них может только деятельность в преданном служении.

кечит кевалайа̄ бхактйа̄
ва̄судева-пара̄йан̣а̄х̣
агхам̇ дхунванти ка̄ртснйена
нӣха̄рам ива бха̄скарах̣

«Лишь те немногие, кто безраздельно посвятили себя преданному служению Кришне, могут с корнем вырвать сорняк греховной жизни и уже не бояться, что он снова даст ростки. Преданное служение искореняет грех так же быстро, как солнечные лучи рассеивают туман». (Шримад-Бхагаватам 6.1.15)

 В «Шримад Бхагаватам «Шукадева Госвами приводит пример с засохшими вьюнками у основания ствола бамбука. Эти растения могут сгореть дотла, но корни их останутся в земле и дадут новые побеги. Так же и греховные желания могут снова посетить человека, который обрел философское знание, но не развил в себе вкуса к преданному служению и потому оставил нетронутым корень греха в своем сердце.

 Шрила Рупа Госвами приводит еще один стих, из Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (33.6), в котором Девахути обращается к своему сыну Капиладеве:

«О мой Господь, есть девять различных видов преданного служения, начиная со слушания и повторения. Каждый, кто слушает о Твоих играх, воспевает Твою славу, кланяется Тебе, думает о Тебе, выполняя таким образом один из девяти видов преданного служения, — даже если он рожден в семье собакоедов [низших из людей], — немедленно становится достоин совершать жертвоприношения».

Тот, кто занят преданным служением Кришне, очищается от всей скверны материальной греховной деятельности. Таким образом, преданное служение действительно способно уничтожить любые последствия греховных поступков.

Человек рождается в определенной семье в зависимости от своих поступков в прошлом. Если он родился в семье собакоеда, это значит, что в прошлой жизни он много грешил. В этой жизни его карма уже проявилась. Но если такой человек становится на путь преданного служения, то даже  он, получает право совершать ведические ритуалы и становится браманом. Это значит, что все последствия его прошлых грехов мгновенно уничтожаются.

В «Падма-пуране» говорится, что последствия греховных действий могут быть разные в зависимости от степени их проявления в жизни живого существа. Есть те, что еще не проявились и находятся в виде семени, есть уже созревшие и готовые дать плод, есть почти созревшие и еще не принесшие плодов. Там же говорится, что для тех, кто предался Верховной Личности Бога и занялся преданным служением Ему в полном сознании Кришны, все эти последствия немедленно уничтожаются.

«Почти созревшими» последствия проявляются как страдания в данной жизни. Те, которые находятся «в форме семени» хранятся в глубине нашего сердца. «Незрелые» последствия еще не пустили ростки и могут прорасти в следующей жизни. Анализируя разные последствия, мы можем понять, что очень трудно увидеть связь между нашими действиями и теми страданиями, которые приходят к нам. Семена, ростки, плоды каждый пожинает в виде страданий или благословений нашей жизни. Шрила Прабхупада приводит сравнение с болезнью. Когда человек заражается какой-либо болезнью, часто бывает очень трудно установить ее причину и определить лечение. Но симптомы болезни не появляются внезапно. Какое-то время они не видны и нужно время чтобы болезнь проявилась. Медики для профилактики вводят вакцину. И человек защищен от данной болезни. Преданное служение Кришне является такой вакциной. Она удаляет все семена наших греховных поступков.

Сейчас мы страдаем от последствий греховных поступков, которые совершили в прошлом. Проживая эту жизнь, мы создаем новое тело и условия для следующей жизни. В будущем, мы будем  страдать за греховные действия совершенные в этой жизни. Но как только мы принимаем сознание Кришны — все последствия наших грехов мгновенно устраняются. Рупа Госвами приводит стих из Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (14.19). Это одно из наставлений Господа Кришны Уддхаве: «Дорогой Уддхава, преданное служение Мне подобно огромному пламени, которое способно поглотить любое количество дров». Как пламя костра может сжечь дотла любое количество топлива, так и преданное служение может сжечь все наши грехи. Например, в « Бхагавад Гите» Арджуна сражался по воле Кришны. Таким образом, сражение было для него преданным служением.  Поэтому у него не было никаких греховных реакций.

В этой связи Шукадева Госвами в Шестой песни «Шримад-Бхагаватам» (2.17) рассказывает историю Аджамилы, который родился в семье брахмана. В ранней молодости он встретил проститутку и стал вести порочную жизнь. В конце жизни он произнес имя «Нарайана» позвав своего сына. И даже этого оказалось достаточно, чтобы он мог спастись.

таис та̄нй агха̄ни пӯйанте
тапо-да̄на-врата̄дибхих̣
на̄дхармаджам̇ тад-дхр̣дайам̇
тад апӣш́а̄н̇гхри-севайа̄

«Аскезой, пожертвованиями, исполнением священных обетов и прочими благочестивыми делами можно свести на нет последствия своей греховной жизни, но корень материальных желаний в сердце останется нетронутым. Тот же, кто станет служить лотосным стопам Личности Бога, очень быстро очистится от скверны греховных желаний.»

Шукадева отмечает, что аскетизм, благотворительная деятельность и выполнение обрядов способствуют уничтожению последствий греховной деятельности, однако все это не устраняет семена греховных желаний из сердца человека, что доказывает случай с Аджамилой. Семена греховных желаний могут быть уничтожены только в том случае, если человек обретет сознание Кришны. А это совсем нетрудно сделать, последовав совету Шри Чаитанйи Махапрабху и начав повторять маха-мантру — мантру Харе Кришна. Иначе говоря, пока человек не встанет на путь преданного служения, он не сможет полностью очиститься от последствий своей греховной деятельности.

В Четвертой песне «Шримад-Бхагаватам» (22.39) приводится другое подтверждение этому. Санат-кумара говорит:

«Дорогой царь, ложное эго человека так сильно, что заставляет его влачить материальное существование, как будто он привязан к нему крепкой веревкой. Только преданные, занятые деятельностью в сознании Кришны, могут без труда разрубить этот тугой узел. Это недоступно ни тем, кто пытается стать великим мистиком, ни тем, кто хочет добиться успеха с помощью исполнения ритуалов. Следовательно, все должны заниматься деятельностью в сознании Кришны, чтобы избавиться от тугого узла ложного эго и прекратить материальную деятельность».

  Тугой узел ложного эго — результат невежества. Невежество, когда человек считает себя независимым от Бога и думает, что «я» действую. Он совершает неверные поступки. Таким образом,  все глубже погружается в материальный мир. В «Шримад-Бхагаватам» 6.1.52 сказано:

дехй аджно ‘джита-шад-варго неччхан кармани карйате
кошакара иватманам карманаччхадйа мухйати

 «Не в силах обуздать ум и чувства, воплощенная душа совершает действия, за которые впоследствии ей приходится расплачиваться страданиями. Подобно шелкопряду, что из собственной слюны сплетает кокон, из которого сам потом не может выбраться, душа плетет паутину деятельности и запутывается в ее последствиях.»

Только сознание Кришны способно рассеять это невежество и прекратить страдания живого существа. Оно дает человеку истинное знание. С помощью знания можно разрубить этот тугой узел невежества. В «Падма-пуране» говорится:

«Чистое преданное служение в сознании Кришны просветляет, как ничто другое. Оно подобно бушующему лесному пожару, который убивает всех вредоносных змей желаний».

В лесу живет много живых существ. Когда начинается пожар в первую очередь горят сухие листья. Змеи живут на земле и прячутся в сухой листве. Поэтому пожар сразу приходит к ним. Многие животные могут убежать, птицы улететь, но змеи не могут этого сделать. Поэтому они погибаю первыми. Аналогично этому, жар пламени сознания Кришны так велик, что мгновенно уничтожает всех змей невежества.

В «Хари-бхакти-судходайе» приводится молитва Прахлады Махараджи, великого преданного Господа, обращенная к Нрисимхадеве (воплощению Господа в образе полульва-получеловека):

«О мой Господь, я вновь и вновь молю Тебя у Твоих лотосных стоп укрепить меня в моем преданном служении. Я молю только о том, чтобы мое сознание Кришны стало глубже и устойчивее, так как счастье сознания Кришны и преданного служения само по себе может принести человеку все преимущества религиозности, экономического благополучия, удовлетворения чувств и даже освобождения от материального существования».

 Даже на самом начальном этапе преданного служения можно видеть, как из нашей жизни постепенно уходят страдания. Как только мы начинаем соблюдать регулирующие принципы, устраняются источники наших страданий.

Легче всего устранить грех, сложнее — желание греха, и еще сложнее — невежество. По мере роста бхакти, устраняется сначала грех, потом семя греха, потом — невежество.

В «Мадхурья Кадамбини» Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что корнем любого страдания является невежество. Причина невежества — отсутствие желания служить Кришне и жажда материальных наслаждений. Все наши комплексы — результат нашего желания наслаждаться отдельно от Кришны. Наше тело имеет весьма ограниченные возможности для отработки накопленной кармы. Да еще и каждое мгновение мы накапливаем ее еще больше. Она хранится в тонком теле и не исчезает после смерти. Мы переносим ее из жизни в жизнь. За одну жизнь мы накапливаем столько кармы, сколько не можем отработать за много последующих жизней. Рупа Госвами говорит, что есть один способ уничтожить карму — преданное служение Кришне.

Карма представляет собой замкнутый круг. Например, человек попробовал наркотик. Какие могут быть последствия такого поступка? Он будет страдать. Это — реакции, которые мы получаем сразу же от соприкосновения с внешним миром. Употребляя наркотик, мы можем какое-то время наслаждаться, но позже обязательно будет расплата. Придут физические и эмоциональные страдания. Мы получим определенный отпечаток в сознании — самскару. У нас возникнет привязанность к принятию наркотиков. И далее появится желание повторить греховный поступок. Таким образом мы вновь возвращаемся к действию, с которого начали. Повторяя его снова и снова, мы замыкаем круг. И уже не можем вырваться из этого круга кармы. Любой грех обладает способностью усиливать склонность к греховной деятельности. Вначале мы чувствуем  отвращение к греху. Затем человек привыкает к нему, «входит во вкус». И далее, греховная деятельность полностью поглощает его сознание. Желание наслаждаться у человека возрастает. Но он не может уже удовлетворить его как раньше, он страдает.  Врачи различают два вида желания — аппетит и голод. Голод — естественная защитная функция организма. Аппетит появляется в уме. И утолить его нельзя. Это своего рода наркотическая зависимость от пищи. И поэтому голод не приносит таких страданий, как аппетит. Его легко можно утолить. Аппетит же ненасытен. Аналогично, секс. Это не физиологическая потребность. Наше общество всеми силами стремится разжечь наш аппетит и таким образом превратить нас в рабов своих желаний. Но от этого мы только больше страдаем. Зависимость от любой деятельности, с каждым витком кармы усиливается подобно снежному кому. Однако в 7-й главе «Бхагавад-гиты» (7.28) Кришна объясняет, каким образом можно избавиться от привязанности и страданий.

ешам тв анта-гатам папам  джананам пунья-карманам

те двандва-моха-нирмукта   бхаджанте мам дридха-вратах

«Люди, совершавшие благочестивые поступки в предшествующих жизнях и в этой жизни, и чьи греховные действия полностью прекращены, свободны от двойственности заблуждений и с решимостью отдают себя служению Мне».

Единственный способ разорвать порочный круг кармы — прекратить греховную деятельность. Но можно ли таким образом решить все свои проблемы? Нет, этого мало. По-настоящему решить проблему кармы может только активная замена, высший вкус — бхакти. Только бхакти устраняет склонность к греху на любом этапе.

Рупа Госвами приводит знаменитый стих из «Падма-пураны», который также цитирует Шрила Прабхупада в «Бхагавад-гите» в комментарии к стиху 9.2:

апрарабдха-пхалам-папам кутам биджам пхалонмукхам

краменайва пралиета  вишну-бхакти-рататманам

«Если у человека есть привязанность к бхакти, она уничтожает последствия греховной деятельности на любой его стадии.»

Из всего вышесказанного следует, что чистое преданное служение — единственный и наиболее эффективный метод избавления от всех страданий материального мира.

 

Комментариев к статье нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
:twisted: :smile: :shock: :razz: :oops: :cry: :?:
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять