Что необходимо для духовного развития?
Оглавление
Что необходимо для духовного развития?
Дом души – терпение: потому что она живет в нем,
пища души – смирение: потому что она питается им
святой Илия Евдик
Мы приходим в этот мир чтобы понять кто мы такие, какая цель нашей жизни. Нужно понять важность человеческой жизни и перестать жить как животные. Все ведические книги, главной из которых является «Бхагавад-гита» говорят, что нужно задуматься над причиной своих страданий, над тем, откуда мы пришли и куда попадем после смерти. Для этого нужно принять духовного учителя и задавать ему вопросы. Искренний и серьезный ученик должен с глубоким почтением относиться к Верховной Личности Бога и духовному учителю. Какими же качествами нужно обладать, чтобы понять духовные истины?
В «Бхагавад-Гите» глава12. текст 13-14 Кришна описывает духовные качества чистого преданного:
адвешта сарва-бхутанам
маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах
сама-духкха-сукхах кшами
сантуштах сататам йоги
йататма дридха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхир
йо мад-бхактах са ме прийах
Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне.
Все мы хотим стать преданными. Для нас очень важно понять как развить в себе эти качества?
Для начала давайте поймем что такое смирение?
Шрила Прабхупада говорит, что «Смирение – это абсолютная, непоколебимая, без тени сомнения убежденность в том, что ничто в этом мире, ни твои деньги, ни твоя семья, ни слава, ни оружие, ни образование, ни врачи, ни государство, ни власть – ничто другое, кроме милости Кришны, – не спасет тебя. Если у тебя есть такая убежденность, значит, у тебя есть смирение».
В толковом словаре Ожегова приводится определение смирения: «СМИРЕНИЕ- покорность добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру.»
Смиренным называют того, кто не стремится к славе и почету. Мы хотим чтобы нам оказывали почтение и уважение. Но почет или бесчестье относятся к телу и не имеют никакого значения. Мы гоняемся за властью и почетом, но это как призрак постоянно ускользает от нас. Мысли о своей исключительности, о том что я сам достигну всего, что это я действуюю и контролирую все здесь развивают наше ложное эго и уводят в сторону от Кришны. Нужно радикально изменить направление своего внимания и ориентировать его исключительно на наши собственные качества. Нам нужна достоверная информация о том, что с нами происходит. А это может дать нам только духовный учитель.
В «Бхакти-расамрита-синдху» слово даинйа объясняется так:
«Когда к ощущению себя оскорбителем примешивается сожаление и страх, человек чувствует себя виноватым. Это называется дӣнат, смирение. Под его влиянием человек может вымаливать прощение, быть бездеятельным или, наоборот, пребывать в смятении и проявлять другие признаки беспокойства». ЧЧ Мадхья 2.35
Это такое качество, которое позволяет определить свое место в этом мире. Мы можем понять кто мы, где и в какой точке Вселенной мы находимся, на каком уровне развития, какие у нас отношения с Богом и живыми существами. Это качество основополагающее для каждого. И его не возможно развить. Оно рождается в сердце и его никто не может увидеть.
Смирение начинается с признания себя не совершенным. Нужно быть честным с самим собой и увидеть, что я могу ошибаться, могу не правильно понимать, мои чувства не совершенны, тело мне не принадлежит. Я не могу управлять своим телом, своими мыслями, чувствами, желаниями и так же другие люди. Нужно принять свою человечность, ограниченность и не бояться быть самим собой. Мы все склонны ошибаться. Поэтому у любого человека есть право на ошибки и нужно принять это в себе и других. Таким образом нет ожидания совершенства от других.
Еще с рождения мы не выбирали в какой стране родиться, у каких родителей, какое тело у нас будет, какие таланты и способности, а также наш характер и возможности.
Многие блага которые мы получаем в этой жизни не являются нашей заслугой. Все это наша карма и милость Бога. Если все это понять, то возникает чувство, что мне ничего не принадлежит, все что я имею в этой жизни это не моя заслуга. Мне нечем гордиться.
Смирение и начинается с признания своей беспомощности. Нужно размышлять о том, что в этой жизни я могу сам сделать? И когда мы чувствуем свою беспомощность и обращаемся к Кришне за помощью, только тогда Он может пролить на нас свою милость.
Прежде всего нужно установить приоритеты в жизни и соблюдать умеренность во всем. Очень важно принять людей такими, какие они есть, и выстраивать с ними нормальные человеческие отношения. И помнить о том, что люди имеют свободу воли, которую нужно уметь уважать. Даже Кришна никого не принуждает. Почему же мы пытаемся каждому навязать свою волю? Уважение к другим проявляется в отказе от навязывания другим своего образа мыслей и своего образа жизни, в умении быть внимательным и доброжелательным ко всем живым существам без исключения.
Нужно стараться дать им понимание сознания Кришны.
Понимание того, что Кришна любит нас такими как мы есть рождает в сердце благодарность. И нужно выражать эту благодарность по отношению ко всем.
Размышлять самому о ценности смирения и говорить об этом другим — значит практиковать смирение. Но нет средства более действенного, чем слушать, как о смирении рассказывает вайшнав, вся жизнь которого является подвигом непритворного смирения.
Таким образом мы можем почувствовать это качество в своем сердце.
Смирение очень тесно связано с терпением.
Что же такое терпение?
В Википедии дается такое определение терпения:
«Спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни. Сдержанное ожидание благоприятных результатов чего-либо.»
В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) сказано: « тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа.»
Шрила Прабхупада в комментарии «Бхагавад-Гиты» 12 гл. 13-14 говорит, что преданные думают, что если к ним приходят беды, то это наказание за прошлые грехи и может мои страдания должны быть еще больше, но я получил сейчас такую малость только по милости Господа. Поэтому он остается спокойным и терпеливо принимает все свои страдания.
Он также является кшами – прощающим.
Он не враждует ни с кем потому что понимает, что этот человек является инструментом Кришны. Он пришел ко мне в наказание за мои прошлые поступки или для того чтобы очистить сейчас. И это все позволяет безропотно сносить все оскорбления и унижения, которые приходят к нам от других людей.
Человек остается скромным и мягким и не слишком поддается печалям и радостям, это его качество называют терпением (кшама).
Как можно развить в себе терпение?
Первое что нужно сделать – это признать что в данный момент я не терпелив. Потом постараться увидеть свои чувства к чему они привязались. Нужно в этот момент остановиться, отвлечь чувства от объекта и успокоить ум. Затем можно рассудить чего я хочу, как могу это сделать и отстраниться от результата. Размышляя о том, что все принадлежит Кришне и Он все контролирует можно успокоить ум. Со своей стороны можно в данный момент подождать немного и заняться другим служением или придумать другой план – может нужно изменить что то в своих действиях. Так мы можем прикладывать усилия и делать все что можем и в то же время не требовать чтобы все было как мы хотим.
Нужно осознать, что чувства трудно контролировать и нужно направить их в другое русло. Очень помогает развить терпение чтение книг Шрилы Прабхупады, а также приготовление пищи и предложение ее Богу. Когда начинаешь готовить для Кришны, то уже не остается в сердце никакого беспокойства и тревоги. Еще очень хорошо выращивать Туласи. Мне очень помогает когда я ухаживаю за растениями, цветами.
Кроме того, можно постараться смотреть на ситуации глазами других людей и проговаривать свои чувства и мысли. Очень часто мы просто не понимаем друг друга и не слышим. Поэтому и возникают конфликты и страдания.
Не нужно ставить перед собой труднодостижимых целей и привязываться к результату. Два раза в день нужно совершать омовение и вставать рано утром, чтобы служить Господу. Каждую ситуацию стараться видеть с точки зрения шастр и указаний духовного учителя. Если постараться не принимать чью-либо сторону, то можно понять всех и потому остаться невозмутим. Очень хотелось бы заниматься преданным служением в любых условиях и не привязываться к телесным ощущениям, боли. В реальной жизни для меня это трудно поэтому я могу лишь брать пример с моего Гуру и пытаться действовать как Он и медитировать, что Я не тело.
Только терпеливо выполняя преданное служение и выполняя все наставления духовного учителя мы можем получить милость Кришны. Поэтому самые главные качества терпение и смирение очень важны для меня.