vk
Лого

Биография Шри Нароттамы Дасы Тхакура

Биография Шри Нароттамы Дасы Тхакура
бренд

Биография Шри Нароттамы Дасы Тхакура

Биография Шри Нароттамы Дасы Тхакура

Нароттама Даса Тхакур всю жизнь был брахмачари. Он посетил все святые места и был самым лучшим среди чистых преданных. На берегу реки Падмавати, в городе Гопалпура жил царь Кришнананда Датта. Старшим братом его был Пурушоттама Датта. Богатство и слава этих двух братьев не знали себе равных. Сыном царя Кришнананды был Шри Сантоша Датта. В магхе месяце родился Шри Нароттама Даса Тхакур. Видя множество благоприятных знамений, сопутствовавших рождению его сына, Раджа Кришнананда был очень доволен и раздал брахманам щедрую милостыню. Брахманы, видя все благоприятные знаки, сопровождавшие рождение ребенка, прорекли, что мальчик станет в высочайшей степени совершенной душой и великой личностью, под влиянием которой многие люди получат освобождение.

Как из молодого месяца постепенно вырастает полная луна, так же рос и с каждым днем становился все более красивым и лучезарным сын царя. Его тело сияло, как расплавленное золото. Глаза его были огромны и по форме напоминали лепестки лотоса. Руки доходили до колен, а пупок его был глубок. Все это указывало на то, что он — махапуруша, великая личность. Все жители города приходили посмотреть на красивого и святого ребенка. Вскоре состоялась анна-праданна-самскара мальчика — церемония кормления злаками. Во время церемонии царь Кришнананда раздал много милостыни, чтобы обеспечить своему сыну прекрасное и блестящее будущее.

Жену царя звали Шри Нараяни Деви. Дав жизнь такому чудесному сыну, она плавала в океане экстаза. Она не отходила от малыша и всегда беспокоилась о том, чтобы ему было хорошо, не прекращая заботиться о нем ни на минуту. Мальчик был чрезвычайно умиротворенным. Где бы ни оставила его мать, он спокойно там и пребывал. В своих покоях женщины с невероятной радостью кормили и лелеяли малыша.

Вскоре настал день «хате-кари» — время вести мальчика в школу. Когда он начал учиться, то все поражались его интеллектом. Мальчик запоминал все, просто раз услышав это от своих гуру. За короткое время он овладел санскритской грамматикой, поэзией, риторикой и стал экспертом по многим различным писаниям. Но постепенно он увидел, что любое знание бесполезно, если не поощряет Хари-бхаджан, и вскоре он потерял интерес ко всему, кроме сознания Кришны. Он открыл, что в прежние времена ученые, понимавшие, что такое настоящее знание, оставляли все, отрекаясь от мира рождения и смерти, и уходили в лес поклоняться Верховному Господу Хари. День за днем Нароттама думал, как он может освободиться от семейной жизни и постоянно заниматься служением Господу.

Он был безразличен ко всем мирским радостям, и в то время как большинству детей обычно нравится играть, он играми не интересовался. Он слушал в то время о славе Шри Нитьянанды и Шри Гауранги из лотосных уст преданных Господа, и его сердце переполняла духовная радость. Он словно родился заново — столь сильный экстаз он переживал. Несколько дней он слушал об удивительных качествах Гауры и Нитьянанды, и после этого она начал воспевать их святые имена во время джапы, день и ночь. Однажды ночью милостивый Шри Гаурасундара, окруженный своими вечными спутниками, явился перед Нароттамом во сне и наградил его даршаном.

После этого, желая понять, как освободиться от семейной жизни, Нароттам дас Тхакура начал думать день и ночь о том, как бы уйти во Вриндаван.

Нароттама молился: «Хари, Хари! Кабе хаба Вриндаванаваси?» «О Хари, когда же поселюсь во Вриндаване? Когда я буду служить прекрасной божественной чете во Вриндаване со слезами на глазах?» Нароттама постоянно так пел.

Видя безразличие Нароттамы ко всем чувственным наслаждениям и его невероятную отрешенность, царь Кришнананда и Нараяни Деви призадумались о том, что с ним делать. Видя, что к семейной жизни он не тяготеет и что о может скоро уйти неожиданно из дома во Вриндаван, они очень обеспокоились и наняли охранника, чтобы тот за ним следил и не дал ему уйти. Нароттама Дас видел, что препятствий к побегу все больше, что они становятся более непреодолимыми, чем Гималаи, и подумал уже, что он никогда не сможет уйти во Вринадаван и посвятить себя поклонению лотосным стопам Шри Гауранги. Думая лишь о том, как обрести милость Шри Гауры-Нитьянанды, он начал искренне молиться, чтобы они направили его на истинный путь. И так случилось, что посланники правителя Бенгалии пришли к царю Кришнананде и сказали, что правитель Бенгалии хочет с ним встретиться. Поэтому Раджа Кришнананда и его брат Пурушоттама Датта отправились в долгое путешествие ко двору правителя Бенгалии.

Нароттама воспользовался моментом, сочтя это за хорошую возможность покинуть дом. В это время он тайно оставил свою мать и охранников, повернулся в сторону Вриндавана и начал свое путешествие в эту святую землю. Нароттама Тхакур покинул свою семью в день полнолуния картики месяца.

Пройдя за короткое время Бенгалию, он оказался на дороге, ведущей в Матхуру. Все прочие паломники, которых он встречал на пути, были очень добры к Нароттаме, потому что они видели, что это сын царя. По дороге он питался когда молоком, когда корешками и фруктами. Его неустанное стремление увидеть Вриндаван прочь отогнало голод и жажду. Переходя от одного места к другому, он слышал о славе Гауры и Нитьянанды из уст многих преданных. Таким образом, он постоянно думал об их лотосных стопах и не выходил из медитации. Он шел и шел, молясь лотосным стопам Шри Нитьянанды Прабху, как он написал: «ара кабе нитай чханд...» «Когда же Нитьянанда окажет мне свою милость и освободит меня из этого мира рождений и смертей? По его милости можно оставить материальные наслаждения и очистить сознание. Таким образом по милости Шри Нитьянанды Прабху можно достичь Вриндавана».

Таким образом, не прекращая идти, Нароттама дас прибыл в Матхуру, и, увидев Ямуну, вознес множество молитв. Вспоминая имена Шести Госвами, возглавляемых Шри Рупой и Шри Санатаной, он начал рыдать в экстазе. Постепенно он дошел до самого Вриндавана и вошел в эту святую землю. Джива Госвами послал за ним, чтобы он служил лотосным стопам Локанатхи Госвами.

Локанатха Махарадж был очень стар, и ему было настолько мучительно больно из-за разлуки со Шри Гаурангой, что казалось, будто у него отняли саму жизнь. Нароттама с почтением склонился к лотосным стопам Шри Локанатхи и Локанатха спросил его: «Кто ты?» Нароттама сказал: «Я ваш падший слуга. Я хочу служить вашим лотосным стопам». Локанатха ответил: «Как могу я, будучи не в состоянии служить Гауре-Нитьянанде, принимать какое-то служение?» После этого Нароттама Тхакур тайно пошел среди ночи в то место, где Локанатха Махарадж оправлялся, и вычистил его, сделав всё в лучшем виде. Спустя год такого служения Локанатха Госвами оценил это и пролил свою милость на Нароттама Тхакура. В день полнолуния шраваны месяца он инициировал Нароттаму Тхакура как своего ученика.

Он ел, совершая махукари, и изучал писания Госвами под руководством Шри Дживы Госвами. Шринивас Ачарья был его дорогим другом, и они вдвоем учились у Дживы Госвами. В то время прибыл Шьямананда Прабху из Гауда-Деша; он тоже начал изучать работы Госвами под руководством Шри Дживы Госвами. У все троих было одинаковое умонастроение. Они совершали во Вриндаване свой бхаджан и тем не менее чувствовали, что их внутренние желания не осуществлены до конца. Однажды Джива Госвами позвал всех троих к себе и сказал: «В будущем вы должны проповедовать послание Шри Махапрабху повсюду. Взяв произведения Госвами, вы должны быстро дойти до Бенгалии и начать проповедовать».

Все трое оставили свои обители во Вриндаване и приняли наказ своего гуру. Взяв с собой подобные сокровищам писания Госвами, они отправились в путешествие в Бенгалию. Продолжая свой путь, они постепенно дошли до Ванавишнупура. В Ванавишнупуре жил царь дакоитов и воров по имени Шри Бирхамбир. Среди ночи он похитил писания, думая, что это какие-то сокровища. Проснувшись поутру и увидев, что писания похищены, все трое почувствовали себя так, как будто их ударило в голову молнией. Не было слов, чтобы описать всё их горе. Все трое ходили повсюду в поисках писаний, пока до них не дошла наконец весть о том, что царь Бирхамбир украл книги и спрятал их в своем царском хранилище.

Тогда Шри Шьямананда Прабху направился в Уткалу, Нароттама — в Кхетуриграм, а Шринивас Ачарья остался, думая, как бы вызволить книги Госвами из царского хранилища.

Чтобы увидеть святое место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху, Нароттама быстренько отправился в Навадвипу. Придя туда, он начал воспевать «О Гаурахари! О Гаурахари!» на берегу Ганга сотни и сотни разу и вознес Господу множество молитв. Сидя в тени тала он начал размышлять: «Где же все-таки настоящее место рождения Шри Чайтаньи?» Он посидел там некоторое время, думая, что посмотреть дальше. Как раз в это время мимо проходил старый брахман. Нароттама встал, чтобы выказать брахману уважение. Брахман спросил: «Баба, ты откуда пришел? Как зовут тебя?»
Нароттама представился и поведал о своем желании увидеть святое место, где родился Шри Чайтанья.
Брахман ответил: «Сегодня моя жизнь стала благоприятной, потому что у меня перед глазами стоит дорогой преданный Шри Чайтаньи».
Нароттама спросил: «Баба, ты видел Чайтанью?»
Брахман ответил: «Что ты говоришь! Каждый день Нимай Пандит сидит со своими учениками у этого гхата и обсуждает шастры, а потом, на расстоянии я смотрю на него и удивляюсь, насколько красива его божественная форма. Сегодня, я помню, видел эту же самую форму сидящую здесь, под этим деревом, где он каждый день сидит».

Когда брахман говорил, из глаз его текли слезы. Нароттама сказал: «Баба! Это удача всей моей жизни, что я увидел тебя своими собственным глазами». Когда он это сказал, из его глаз тоже полились слезы и, упав на землю, Нароттама коснулся стоп брахмана своей головой. Брахман сказал: «Баба! Я благословляю тебя на то, что ты скоро обретешь преданность лотосным стопам Говинды и тогда ты будешь повсюду проповедовать славу Гауры-Говинды».

После этого брахман показал Нароттаме Дасу дорогу к тому месту, где находился дом Джаганнатхи Мишры. Найдя эту дорогу, Шри Нароттама шел по ней, пока не пришел к дому Джаганнатхи Мишры. У дома Джаганнатхи Мишры он упал у дверей со слезами на глазах и предложил все своих поклоны, вознося различные молитвы во славу Шри Чайтаньи Махапрабху. Войдя в дом, он получил даршан лотосных стоп Шукламбары Брахмачари. Нароттама выразил свое почтение его стопам. По разным признакам Шукламбара Чакраварти смог понять, что Нароттам принес с собой милость Шри Чайтаньи. Он спросил: «Кто ты?» Нароттама представился, объяснив, что жил во Вриндаване под покровительством Дживы Госвами и Локанатхи Госвами, и что он только что прибыл в Навадвипу. Шри Шукламбара Чакраварти спросил: «Баба, ты пришел из Вриндавана? Ты жил там вместе с Локанатхой и Дживой Госвами?»
Наконец он заставил Нароттаму подняться и сердечно обнял его, засыпав его бесконечными вопросами о благополучии, деятельности и здоровье Госвами. Так он говорил и говорил с Нароттамой, потому что хотел услышать всё о Вриндаване и обо всем, что там происходит.

Наконец Нароттама пошел встретиться с Ишаном Тхакуром, старым слугой Шри Шачиматы, и встретив его, вознес молитвы уважения к его лотосным стопам и представился. Шри Ишан Тхакур коснулся головы Нароттамы, пролив на него свои благословения, а затем с любовью его обнял. После этого Нароттама встретился со Шри Дамодарой Пандитом и выразил ему свое почтение. Затем Нароттама отправился к дому Шриваса Пандита и выразил почтение Шрипати и Шринидхи Пандиту. Все они с любовью обнялись с Нароттамой. Прожив в Майяпуре несколько дней, Нароттама отправился в дом Адвайты в Шантипуре. Там он выразил свое почтение лотосным стопам Ачьютананды. Ачьютананда представился и спросил о здоровье и благополучии вриндаванских Госвами.

Пробыв два дня в Шантипуре, он пошел в Амбика-Кальну в дом Гауридаса Пандита. В то время там жил Шри Хридая Чайтанья Прабху. Он был учеником Гауридаса Пандита. Шри Нароттама выразил свое почтение Хридае Чайтанье. Они любовно обнялись, и Нароттама поведал ему о новых деяниях Госвами Вриндавана.

Пробыв день в Амбика-Кальне, он отправился в то место, где встречаются Ганг, Ямуна и Сарасвати — деревню Саптаграм. В этом месте жил Уддхарана Датта Тхакур. Еще раньше Шри Нитьянанда Прабху пролил свою милость на жителей Саптаграма, так что все его жители были великими преданными. После ухода Уддхарана Датты Тхакура жители деревни почувствовали, что они словно ослепли.

Шри Нароттама пришел к дому Уддхарана Датты Тхакура и там он увидел, что преданные погружены в разлуку со своим гуру и в великих мучениях проводят свои дни. Нароттама Даса выразил там свое почтение всем вайшнавам и продолжил свой путь в Кхарадаха-Грам.

В Кхарадаха-Граме у Шри Нитьянанды Прабху была обитель, где жили две его энергии, Шри Васудха и Джахнава Деви. Шри Нароттама пришел к дому Нитьянанды и вспоминал великую славу имени Нитьянанды прерывающимся от экстаза голосом. Шри Парамешвари Дас Тхакур провел Шри Нароттаму во внутренние покои дома, предназначенные для женщин, и подвел его к лотосным стопам Шри Джахнави Маты и Шри Васудхи. Они были представлены Нароттаме и поняв, что тот получил милость то Локанатхи и Дживы Госвами, пролили на него свою милость. В «Бхакти-Ратнакаре» говорится, что оба Васу, которые были знатоками всех истин, и Шри Джахнава — Величайшая Повелительница — пролили свою несравненную милость на Нароттаму.

Четыре дня спустя Нароттама, проведя немало времени, обсуждая в великом экстазе Кришна-катху со Шри Джахнавой и Васу, попрощался с ними и отправился в город Кришна-нагара в Кханакуле, чтобы увидеть жилище Абхираме Гопала Тхакура. Встретив его, Нароттам выразил свое почтение лотосным стопам Абхирама Гопала. Тот проводил свои дни в великом горе от разлуки со Шри Чайтаньей и Нитьянандой. Он чрезвычайно ушел в себя, редко когда возвращаясь к сознанию внешнего мира. Увидев его в таком состоянии, Нароттама долго рыдал. Божество Гопинатха у Абхирама Тхакура выглядело удивительно. Нароттама получил даршан божества и прочитал перед ним множество молитв и стихов во славу Господа. На следующий день, покинув дом Абхирама Гопала, Нароттам почувствовал изнутри какое-то вдохновение и отправился в Джаганнатха Пури.

Постоянно погруженный в мысли о вечных спутниках Шри Чайтаньи Махапрабху, Нароттама не заметил, как добрался до Джаганнатха Пури. Шри Гопинатх Ачарья и многие другие преданные, видя, как идет Нароттама, выходили на улицу, чтобы поприветствовать его на дороге. Так, окруженный преданными, появился он в Джаганнатха Пури. После того, как Шри Нароттама в почтении склонился перед лотосными стопами Гопинатхи Ачарьи и Ачарья тепло обнял его, Гопинатх Ачарья сказал: «Я надеялся, что ты придешь именно сегодня».

Вскоре Нароттама и все преданные из Вриндавана и Бенгалии начали беседу о Кришне, Гауранге, Госвами и многом другом. Все преданные были счастливы, что среди них находится Нароттама, и они повели его с собой на даршан в храм Джаганнатхи. Во время даршана Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, Нароттама вознес молитв в их честь множество чудесных и склонялся перед ними снова и снова.

Затем он отправился к самадхи Харидаса Тхакура и, придя, начал нырять в океан Шри Кришна-премы. Потом он пришел в дом Гададхары Пандита и начал громко кричать что есть мочи: «О душа Гауранги! О Гададхара!»
После этого он получил даршан божества Тоты Гопинатхи и выразил свое почтение лотосным стопам Шри Маму Госвами Тхакура, который занимался в то время служением Шри Гопинатхе.

Затем Шри Нароттама Даса Тхакур приблизился к той части божества Гопинатхи, куда, как говорят, вошел Махапрабху, когда Он исчез с этой Земли, войдя в божество на глазах у преданных. Это записано в «Бхакти-ратнакаре»: «Трудно понять перемещения царского бриллианта санньяси — Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда он исчез, неожиданно вся земля потемнела. Он вошел в мандир Гопинатхи и никогда больше оттуда не выходил. Так он покинул видимый уровень и вошел в невидимый». (Б.Р. 8.357).

Услышав об уходе Шри Чайтаньи Махапрабху, Нароттама сказал: «О Шачинандана, о Гаурахари!» и упал без сознания на землю. Видя подавленное состояние Нароттамы, вызванное разлукой с Господом, все преданные начали проливать слезы премы.

После этого Нароттама отправился в дом Каши Мишры, получил даршан щедрых лотосных стоп Шри Гопала Гуру Госвами и увидел божества в Радха-Канта-матхе.

Затем он отправился в храм Гундича на даршан и вспоминал об играх Господа в садах Джаганнатхи Валлабхи. Затем он посетил Нарендру Саровару и много других мест.

Спустя несколько дней, пережив огромное трансцендентное счастье в общении с преданным Джаганнатха Пури и посетив все места, где явил свои игры Шри Чайтанья Махапрабху, он покинул преданных и ушел в Шри Нришингхапур. Сразу же по прибытии туда он отправился к дому Шьямананды Прабху. Увидев Нароттаму после столь длительного времени, Шьямананда Прабху колыхался на волнах океана экстаза. В экстазе Кришна-премы оба они радостно обняли друг друга. Исполненный нежности Шьямананда Прабху продержал Нароттаму в Нришингапуре много дней, не позволяя ему уйти. Шри Нароттама освятил город Нришингапур, погрузив каждого его жителя в нектарный потоп санкиртаны. Вместе Шьямананда и Нароттама обсуждали в великом экстазе Кришна-катху, напрочь забыв даже о времени суток. Через некоторое время Шри Нароттама Тхакур попрощался со Шри Шьяманандой Прабху и отправился в Гаудадеш.

Он быстро добрался до Шри Кханды, где в почтении склонился перед лотосными стопами Шри Нарахари Шаракары Тхакура и Шри Рагхунанданы. Шри Нарахари Шаракар Тхакур с большой любовью относился к отцу Нароттамы, Шри Кришнананде. Выразив ответное почтение Нароттаме, Нарахари дал ему множество благословений, касаясь ладонью его головы. Шри Рагхунандана нежно его обнял. Они попросили его рассказать всё о преданных Джаганнатха Пури. Так ходил с места на место Нароттама в Шри Кханде, и его трансцендентное счастье все росло. Нароттама в великом счастье провел в Шри Кханде много дней, совершая санкиртан и танцуя вместе с преданными.

Попрощавшись со всеми вечными спутниками Махапрабху в Шри Кханде, он отправился в Кантхак Нагар, в дом Гададхары Даса Тхакура. Он упал перед домом Гададхары Даса, выражая свое почтение, и Гададхара Даса любовно обнял его. В «Бхакти-ратнакаре» говорится: «Увидев Нароттаму, Гададхара Дас очень нежно его обнял, окропив его тела слезами счастья».

Шри Гададхара Дас Прабху проводил свои дни, мучаясь от разлуки с Гаурой-Нитьянандой. Нароттама Тхакура прожил там два дня, а затем ушел посмотреть на место, где родился Шри Нитьянанда Прабху в Рададеше. Итак, Нароттама отправился в Экачакра-Грам, в паломничество к святому месту рождения Нитьянанды.

Там старый брахман, с любовью отнесшийся к Нитьянанде, показал ему различные места, где Нитьянанда совершал свои лилы.

Вспоминая святые имена Хадаи Пандита и Падмавати Деви, Нароттама упал на землю с прерывающимся от экстаза голосом. Увидев святое место рождения Нитьянанды, Нароттама отправился в Кхетури-Грам. Как написано в «Бхакти-ратнакаре», «Спросив у местных жителей, как добраться до Кхетури-Грама, он быстро дошел до берегов Падмавати. Переправившись через Падмавати, он пришел в Кхетури. Когда он вошел в деревню, то каждый ее житель хотел первым увидеть Нароттаму».

Поскольку Нароттама так долго не было, была проведена огромная приветственная церемония. Услышав о его прибытии, все жители Кхетури-Грама начали готовиться к встрече с ним. Раджа Кришнананда и Шри Пурушоттама Датта, отец и дядя Нароттамы, уже покинули этот мир и вернулись к Богу, в мир духовный. Но у Пурушоттамы, дяди Нароттамы, был сын, которого звали Шри Сантоша Датта. После ухода царя Кришнананды и Пурушоттамы, он стал очень богатым человеком и всячески наслаждался жизнью. Сантош был величайшим среди святых деревни. Когда он услышал, что Нароттама Тхакур собирается благословить этот городок своими стопами спустя столь длительное время и желая самым первым поприветствовать Нароттаму, он побежал вместе с остальными преданными на дорогу за Кхетури-Грам и стал ждать его.

Через некоторое время Нароттаму уже было видно вдалеке. Увидев его, Сантош, после того, как он простерся в почтении на земле, побежал ему навстречу со слезами экстаза на глазах, снова и снова падая на землю, собирая пыль с лотосных стоп Нароттамы, а Нароттама нежно обнял Сантоша и спросил, как он жил все это время, задал ему множество вопросов о его здоровье, счастье и благополучии. Несколько дней спустя Нароттама Тхакур инициировал Сантоша в Радха-Кришна-мантру. Раджа Сантош Датта и раньше хотел, чтобы был построен храм и чтобы были установлены Божества. Теперь он молил Нароттаму Тхакура у его лотосных стоп, чтобы тот дал свое позволение. Нароттама с радостью одобрил это.

Прошло несколько месяцев, и Раджа Сантош Датта увидел, что возведен огромный храм. На территории храмового комплекса находились большой продовольственный склад, зал для киртанов, жилое помещение и ашрам для преданных, бассейн для омовений, прекрасный цветочный сад и дом для гостей.

В день полнолуния пхалгуны месяца, в день празднования явления Махапрабху, состоялось торжественное открытие храма, были установлены божества и на многие километры вокруг начался огромный фестиваль, по пышности и роскоши сравнимый лишь с Раджасуя-ягьей Юдхиштхиры Махараджа. Гонцы были разосланы за многие километры от Кхетури-Грама, в близкие и далекие земли, чтобы пригласить царей, землевладельцев, поэтов, пандитов, вайшнавов, писателей и многих других знаменитостей. Некоторых разослали повсюду, чтобы пригласить самых лучших певцов и ораторов. Были сделаны все приготовления для того, чтобы одновременно установить шесть божеств.

Комментариев к статье нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
:twisted: :smile: :shock: :razz: :oops: :cry: :?:
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять